8 (800) 222-42-27
Подписаться
на новости и события
Расписание
Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
выставка
информационный семинар
обучающий семинар

Выбираем турникеты.

март 2006

Если взять за основу биологический классификатор, да простят меня суровые коллеги технари, то турникеты можно представить следующим образом:

Тип – Оборудование систем безопасности
Класс – Системы контроля управления доступом (СКУД)
Отряд – Исполнительные Устройства (ИУ)
Семейство -  Устройства Преграждающие Управляемые (УПУ)
Род – турникеты
Вид – калитки, триподы, роторные турникеты и пр.

С точки зрения основного стандарта в области СКУД: ГОСТ Р 51241-98, турникеты  фактически являются одним из исполнительных устройств СКУД и относятся к разделу "Устройства преграждающие управляемые" - (УПУ).

В соответствии с тем же ГОСТом турникеты классифицируются:

1. По виду перекрытия проема:

  • с частичным перекрытием проема
  • с полным перекрытием
  • с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины проходные)

2. По способу управления УПУ:

  • с ручным управлением
  • с полуавтоматическим управлением
  • с автоматическим управлением

Не думаю, что в реальном общении часто звучат сухие формулировки ГОСТа, поэтому рискну предложить более упрощенную классификацию турникетов, на мой взгляд, более приемлемую для процесса живого общения продавца, проектировщика, монтажника и заказчика и отражающую ключевой функционал турникетов:

  • полное и неполное перекрытие проема;
  • принцип работы блокирующего элемента ("нормально закрытый" и "нормально открытый");
  • наличие или отсутствие электромеханического привода;
  • возможность интеграции в СКУД.

Попробуем рассмотреть основные виды турникетов исходя из данной классификации.

Калитки

Эти наиболее дешевые и простые устройства бывают двух видов, - механические и электромеханические, -  и обеспечивают исключительно только неполное перекрытие проема.

Основная область применения  механических калиток – розничные торговые точки, супермаркеты или спортивные сооружения. Такие калитки не могут управляться извне (системой доступа или с пульта), поэтому является вспомогательным оборудованием проходной. В механических калитках может применяться привод (доводчик) двух типов – механический или гидравлический

Электромеханические калитки часто являются дополнением к турникетам различного типа или неотъемлемым элементом дорогих супермаркетов. В первом случае они часто интегрируются в СКУД и обеспечивают доступ инвалидов, а также проход персонала с негабаритными грузами. Во втором это конечно одна из составляющих имиджа солидного магазина (в просторечии - пафос). 

Данные УПУ имеют две основные модификации: с электроприводом или без него. При наличии электропривода калитка управляется по команде с пульта или от СКУД. Створку калитки без привода необходимо толкать, однако стоимость таких моделей ниже.

Триподы

Триподы или трехштанговые турникеты, как и калитки, обеспечивают неполное перекрытие проема. Продукция данного класса присутствует в производственной линейке практически всех зарубежных и отечественных производителей. У триподов преграждающую функцию выполняют три штанги, располагающиеся на вращающемся основании под углом в 120 °  по отношению друг к другу.

Существуют триподы, крепящиеся к стене, (вращающийся трехштанговый механизм в небольшом корпусе без стойки), со стойкой и в П-образном корпусе  или (тумбового типа, которые имеют повышенную прочность и более жесткое регулирование потока людей).

Роторные поясные турникеты

Можно вести речь о двух основных группах таких турникетов: механические и электромеханические.

Из механических наиболее широко распространены так называемые "вертушки". Лопасти у этих турникетов обычно изготовлены из металлических трубок и перекрывают лишь небольшую часть прохода. Это один из наиболее дешевых вариантов турникета даже в своем классе.

Иное дело - электромеханические роторные турникеты, которые относятся к элитной и одной из наиболее дорогостоящих групп турникетов.

Основной элемент электромеханики таких турникетов - вращающийся ротор, представляющий вертикальную колонну с закрепленными на ней лопастями (три или четыре) и встроенным электроприводом. Лопасти могут изготавливаться из металлических штанг, противоударного стекла, пластика и пр. Иногда они дополняются защитными и декоративными накладками или металлическими дугами. За счет перекрытия нижней части проема такие турникеты полностью исключают возможность подлезть под них. Роторные турникеты обычно позиционируются большинством производителей как элитные турникеты для офисного применения.

Турникеты с выдвижными створками

Данный тип турникетов хорошо всем знаком по метро. Их корпуса могут быть металлическими или стеклопластиковыми (веяния  последнего времени). Раздвижные створки на электроприводе изготовляются по желанию заказчика из разного материала (пластик, противоударное стекло и пр.) имеют различную форму и размер.

В наиболее серьезных модификациях, створки могут иметь высоту более 1,5м. Возможность работы в "нормально открытом" режиме, понятная световая индикация, вмонтированная в корпус турникета, все это обеспечивает особенный – дружественный настрой у посетителя, повышает скорость прохода и не создает психологического дискомфорта.

Обычно данный тип турникетов оснащается целым рядом встроенных систем безопасности. Например, система инфракрасных фотоэлементов для контроля доступа через проходную и определения количества одновременно проходящих пользователей. Она позволяет выявлять любую попытку неавторизованного прохода, а так же попытку пройти вслед за лицом ("в хвост"), имеющим право доступа через проходную.

Турникеты со сдвижными створками на электроприводе – один из наиболее удачных вариантов для объектов с большим количеством людей и, одновременно, высокими требованиями по безопасности. Однако стоимость таких турникетов в несколько раз превышает стоимость триподов.

Турникеты с откидными створками на электроприводе

Фактически такие турникеты представляют собой систему из 2 или 4 моторных калиток, интегрированных в один корпус, или же  устанавливаемых отдельно. Калитки располагаются напротив друг друга и могут работать как в "нормально открытом", так и в "нормально закрытом" режимах. Иногда  они интегрируются в силовое ограждение (направляющие металлические штанги) и имеют внешние стойки под считыватели СКУД. Створки у разных производителей могут изготавливаться из металлических труб, противоударного стекла и стеклопластика. Как и турникеты с выдвижными створками, данный тип оптимален для интенсивного использования и обеспечивает высокую безопасность прохода.

Роторные полнопрофильные или полноростовые турникеты

Эти турникеты чаще всего используются для организации проходных в местах с повышенными требованиями по безопасности, поскольку он обеспечивает полное перекрытие проема.

Полноростовые турникеты часто интегрируются в инженерные конструкции защиты периметра (заборы, ограды и пр.) и используются для построения удаленных  проходных на территорию предприятия. Существуют, однако, модификации, которые могут использоваться и для офисного применения.

Базовая конструкция полноростового турникета представляет собой центральную колонну (ротор), высотой   не менее 1900 мм, к которой горизонтально крепятся мощные металлические штанги. Ряды штанг образуют одну, три или четыре плоскости, ограничивающие проход. Как и поясной вариант, полноростовые турникеты обеспечиваю проход людей по одному.

Принципов работы блокирующего механизма турникетов, по сути, два: "нормально закрытые" и "нормально открытые".

В "нормально открытом" режиме работы турникеты оставляют проход открытым вплоть до момента несанкционированного воздействия.  Данный режим особенно актуален для объектов транспорта и крупных предприятий с большим количеством персонала. В свою очередь "нормально закрытый" режим обеспечивает более высокий уровень безопасности.

И, наконец, турникеты различаются по климатическому исполнению: для внутренней и внешней установки.

Основные производители турникетов

Российские компании: Алгонт (Калуга), К-инженеринг (Санкт-Петербург), ОМА (Санкт-Петербург), PERCo (Санкт-Петербург), РостЕвроСтрой (Ростов-на-Дону).
Зарубежные компании: Automatic Systems s.a. (Бельгия), Gunnebo Entrance Control – Italdis Line (Италия), Gunnebo Entrance Control - Mayor Line (Англия-Швеция), KABA Gallenschuetz GmbH (Германия), WANZL (Германия).

Рынок: состояние и тенденции

Практика продаж турникетов как на внутреннем, так и на внешних рынках достаточно прозрачна. Это, как правило, классическая дистрибуция. По крайней мере, если речь идет о турникетах ведущих мировых производителей:
Наиболее ходовые и недорогие модели обычно есть на складах дистрибуторов. Дорогие эксклюзивные турникеты делаются под заказ. Похожая ситуация и у отечественных производителей. Никто из них тоже не будет делать впрок дорогие турникеты и держать на складе оборотные средства компании.

Что же касается организации процесса продаж, то тут в некоторых случаях картина разнится:
Если зарубежный производитель обычно продает свое оборудование через дистрибуторов и ни один, даже самый перспективный и выгодный заказчик не сможет купить это оборудование напрямую, то  отечественные производители, зачастую, стремятся торговать сами. Даже те из них, кто придерживается политики продвижения своей продукции через посредников и имеет хорошую дилерскую сеть, вряд ли откажут крупному заказчику, который выйдет на них напрямую. 

Эту особенность российского рынка я трактую как некоторую незрелость отечественного производителя, или просто жадность. Тот факт, что некоторые крупные компании рынка безопасности, имеющие дилеров в регионах, открывают в тех же регионах свои представительства и филиалы, которые часто выполняют те же функции, - еще одно тому подтверждение.

Основных тенденций развития рынка  турникетов на сегодняшний день я вижу две:
Первая – в русле общемирового процесса глобализации. Речь идет о покупке крупными компаниями более мелких. Самый яркий пример – покупка концерном Gunnebo итальянской компании Italdis Industria. Обе компании к моменту совершения сделки были известны в мире и в России. Уверен, что этот процесс будет продолжаться. Не исключаю, что в какой-то степени он может коснуться и российских производителей.

Вторая тенденция состоит в том, что поляризация бюджетных линеек массовой продукции и эксклюзивных моделей, которые делаются на заказ, все больше и больше становится заметной. Спрос на модели, находящиеся в средней ценовой нише, падает. Либо заказчик хочет дешевое оборудование, либо готов платить за эксклюзив. Исключение, пожалуй, составляют высокоскоростные турникеты с выдвижными створками - это оборудование служит для решения конкретных узкоспециализированных задач и предназначено для объектов с высоким трафиком. Оно имеет специфический конструктив и ряд обязательных характеристик, например - способность работать в режиме "всегда открыто".  Несмотря на то, что стоят такие турникеты недешево, спрос на них стабилен, потому что есть объекты, где они незаменимы и альтернативы нет.

Я не ставил перед собой задачу глубоко проанализировать этот достаточно узкий сегмент рынка безопасности, но не сказать о таком важнейшем его показателе, каковым является конкурентная борьба, разумеется, нельзя.

То, что наши производители сегодня конкурируют с зарубежными коллегами во всех ценовых нишах, это факт, причем, факт отрадный. И это не случайно. Логично, что начинали российские разработчики с самого простого и добились очевидных и впечатляющих успехов. Но надо признать, что пока эта конкуренция наиболее успешна в низшей ценовой категории, прежде всего, за счет более низкой цены.

Вообще низкая цена – это, конечно, сильный аргумент конкурентной борьбы. Но – далеко не единственный. Если бы стоимость была единственным критерием выбора, зарубежные модели тех же «триподов» уже исчезли бы с российского рынка. Понятно, что ни один дилер не имеет возможности продавать зарубежное оборудование по ценам производителя, потому что есть еще стоимость доставки, таможенные платежи и пр. Но существует еще много критериев кроме цены, по которым заказчик выбирает технику безопасности и турникеты – в том числе.

Что касается более дорогих моделей, то их сегодня также делают многие российские производители. Но здесь ситуация несколько иная. Западное оборудование пока что доминирует, потому что за рубежом гораздо больший опыт его производства, а объемы даже сравнивать нельзя. Если какая-то Российская компания делает в год двадцать или даже двести эксклюзивных турникетов, то их зарубежные коллеги – несколько тысяч. А заказчик этой категории оборудования очень требователен.

Что предпочитает заказчик? Какова мотивация его решений?

Очень актуальные вопросы, с которыми сталкиваются многие инсталляторы. Тут важно понять, что нужно заказчику, какую задачу он решает путем установки турникетов. Потому что выбор оборудования предопределяют требования к безопасности объекта. Если, например, необходимо полностью перекрыть проем, нужен полноростовый турникет, и иных вариантов тут быть не может. Более того, на некоторых серьезных объектах бывает необходимо исключить возможность вбрасывания каких-либо предметов. В подобных случаях лучше всего использовать не турникет, а шлюз. Но шлюзы не могут обеспечить большой трафик, поэтому нормальный инсталлятор может и должен предложить заказчику приемлемые для него варианты. Тем более что предложения, имеющиеся сегодня на мировом рынке турникетов,  - а Россия, безусловно, является частью этого рынка, - позволяют успешно решить любую, даже самую сложную проблему заказчика.


Просмотреть файл 1145.58 Кб

Полный список публикаций