Продукты

Вот парадный... проезд.

Автоматические шлагбаумы на российском рынке

Если говорить в целом, то рынок автоматических шлагбаумов по своей сути является межотраслевым. Для сегмента рынка, связанного с системами безопасности, шлагбаум выступает одним из самых распространенных периферийных исполнительных устройств. В данном случае он используется для регулирования передвижения автотранспорта в рамках общей системы контроля управления доступом (СКУД) или интегрированной системы безопасности (ИСБ) на объекте. Управление шлагбаумом, входящим в состав системы безопасности того или иного объекта, осуществляется через команды, поступающие с контроллеров этой системы при распознавании въездным/выездным считывателем кода на персональном идентификаторе пользователя (Proximity-карта или метка, ИК-брелок с персональным номером). Процесс идентификации транспортного средства обычно сопровождается визуальным (со стороны службы безопасности объекта) или автоматическим видеоконтролем в точке проезда.
Такой алгоритм применения шлагбаумов характерен и для бурно развивающегося в настоящее время рынка парковочных систем. Приведение шлагбаума в действие происходит в результате взаимодействия системы приема платежей и системы контроля движения клиентов по паркингу; "напрямую" управлять шлагбаумом может лишь дежурный оператор в экстренных ситуациях на объекте. Рынок автоматических ворот и дверей (gate automation), основными клиентами которого являются магазины, супермаркеты, различные предприятия сферы услуг, а также владельцы коттеджей, ориентируется на более широкое использование возможностей автоматики (приводы, рольставни, шлагбаумы). В данном случае шлагбаум предлагается как некоторое законченное устройство, а изготовитель программирует блок управления таким образом, чтобы заказчик имел возможность выбирать из нескольких режимов работы устройства (например, полуавтоматический, step-by-step и т.д.). При этом заказчик для управления шлагбаумом, как правило, предпочитает использовать радиобрелоки с фиксированным или c плавающим кодом.
Для организации выезда автомобиля с охраняемой территории практикуются следующие варианты открытия шлагбаума: либо когда транспортное средство пересекает вмонтированную в дорожное покрытие индукционную петлю, либо когда оно проезжает через створ фотоэлементов. Естественно, в подобных случаях ни о какой персональной идентификации пользователя парковки речи не идет, но обычно она здесь и не требуется.

Сегменты рынка автоматических шлагбаумов
Рынок шлагбаумов на сегодняшний день можно считать вполне сформировавшимся и достаточно насыщенным предложениями во всех ценовых и функциональных сегментах, которых насчитывается порядка 3–4. Ценовой фактор попрежнему является одним из решающих при покупке клиентом того или иного шлагбаума.
Следует, однако, указать, что наметилась устойчивая тенденция стабильного роста спроса на рынке со стороны тех заказчиков, которые ставят во главу угла, прежде всего, требования к качеству исполнения и функциональному назначению устройства. К счастью, сегодня, например, на въезде в аэропорт все реже можно встретить шлагбаум, предназначенный для ограничения движения в безлюдном переулке жилого квартала.

 

Сегмент бюджетных шлагбаумов
В бюджетном ценовом сегменте рынка шлагбаумов представлены устройства, розничная цена которых вместе со стрелой длиной 3–4 м (комплект: шлагбаум, монтажная основа, стрела, защитные резиновые накладки и светоотражающие наклейки на стрелу) составляет примерно 800–900 евро. Эти шлагбаумы предназначены для использования в условиях невысокой интенсивности проезда и представляют собой удачное решение при обеспечении ограничения въезда во двор жилого дома, небольшого гаражного кооператива или на территорию офисной автостоянки примерно на сотню мест. В этой части рынка (впрочем, как и в большинстве других) господствуют итальянские бренды, причем некоторые из них, такие как Novotecnica и GiBiDi, можно назвать "ветеранами" нашего рынка. В прежние времена продукцию этих популярных компаний заказчики ставили на все свои объекты практически без разбора, не обращая внимания на эксплуатационные характеристики данного оборудования, что в какой-то момент сыграло против этих марок. Сейчас основной акцент спроса перешел на шлагбаумы другого ценового диапазона, который по соотношению цена/качество можно называть средним.

Средний ценовой сегмент
Конкуренция между поставщиками в этом сегменте наиболее жесткая, так как именно им, по оценкам специалистов, определяется емкость всего рынка шлагбаумов. Розничная цена комплекта шлагбаума, аналогичного бюджетному варианту, составляет около 1000–1200 евро. Человеку, далекому от рынка шлагбаумов, будет трудно найти внешние различия между оборудованием первого и второго сегментов: казалось бы, снова преимущественно итальянские производители, снова электромеханика со схожей внутренней компоновкой. Но именно нюансы, касающиеся удобства настройки блока управления, "вывешивания" стрелы при монтаже, качества металла и сборки редуктора, обуславливают тот факт, что данная продукция имеет более высокий уровень надежности и интенсивности использования. Подобные шлагбаумы могут работать с трафиком средней интенсивности и предназначены для автостоянок вместимостью до нескольких сотен автомашин в день (служебные автостоянки крупных компаний, оптовые рынки и торговые центры средней величины, аквапарки, фитнес-центры и пр.). На наш взгляд, неоспоримым лидером среди марок этого сегмента является продукция компании CAME, продвижению которой способствует грамотная маркетинговая политика фирмы-поставщика. Говоря о других марках, широко представленных на нашем рынке, необходимо выделить таких производителей, как NICE, Genius (Casali), Beninca и BFT.

Электрогидравлические шлагбаумы
Электрогидравлические шлагбаумы находятся в верхнем среднем ценовом сегменте нашего рынка; стоимость за комплект оборудования здесь составляет около 1500–2000 евро. Преимущества гидравлики по сравнению с электромеханическим приводом очевидны: бесшумность, быстрота; интенсивность использования (70–100% рабочего времени в сутки) сравнима с электромеханическими аналогами, составляющими более "старший" сегмент. Однако бесспорную привлекательность этого оборудования снижает вопрос обеспечения надежности работы гидравлики в условиях нашего климата. И хотя поставщики этого оборудования и говорят о "всесезонности" масел, используемых производителями гидравлики, на Web-сайтах этих компаний в разделе FAQ (Frequently Asked Questions – часто задаваемые вопросы) нередко встречаются сообщения с просьбой дать рекомендацию по замене масла с необходимой вязкостью в системе осенью и весной. В целом использование гидравлических шлагбаумов в нашем климате имеет довольно много как ярых сторонников, так и противников. Однако можно констатировать факт: на российском рынке эти шлагбаумы распространены гораздо меньше, чем электромеханические. Среди представленных у нас марок гидравлических шлагбаумов наиболее популярными являются FAAC и SEA (Италия).

Верхний ценовой сегмент
В верхнем ценовом сегменте рынка находятся шлагбаумы, цена комплекта которых (включая четырехметровую стрелу) составляет около 2500 евро. За эти деньги клиент получает шлагбаум, который будет работать в круглосуточном режиме без перерывов (100%-ная загрузка). Такие устройства незаменимы в крупных торговых, выставочных и бизнес-центрах, на многоярусных стоянках при гипермаркетах, в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Двигатель и редуктор этих шлагбаумов выполнен из высокопрочной стали; регулировки крайних положений стрелы (открыто/закрыто) производятся заводом-изготовителем – заказчику остается лишь закрепить стрелу на валу редуктора. Вся необходимая разводка электронного блока управления также осуществляется производителем. Сам блок управления шлагбаумов такого класса обычно имеет массу дополнительных функций, которые расширяют область его применения. В числе подобных функций отметим следующие: специальные дополнительные входы для управления светофорами (в том числе трехцветными), дополнительные входы для установки второго магнитного детектора петель, розетки 220 В переменного тока для подключения внешних потребителей и т.д. Среди предлагаемых на нашем рынке марок этого сегмента можно выделить две немецкие – Elka и Magnetic, а также бельгийскую Automatic Systems. Шлагбаум данного класса перестает быть просто преграждающим устройством, а становится показателем социального положения компании-заказчика. Количество времени (выражается в секундах), необходимое для открытия/закрытия стрелы таких шлагбаумов, обычно чуть меньше длины вылета стрелы, выраженной в метрах, или равно ей (на вылетах от 6 м). Подобный показатель говорит о высоком классе электромеханического шлагбаума (например, шлагбаум Elka ES-40 со стрелой 4 м открывается за 3,2 с). Не следует ставить такие устройства в один ряд со шлагбаумами нижних ценовых диапазонов, на которые установлены стрелы с величиной вылета короче стандартной (например, оснащение шлагбаума 2,5-метровой стрелой, изначально комплектуемого 4-метровой) для сокращения времени открытия/закрытия стрелы.

Скоростные шлагбаумы
Описанный выше пример установки на шлагбауме стрелы с величиной вылета меньше заявленной иллюстрирует возможность использования недорогого варианта "быстрых" шлагбаумов (группа оборудования, отдельно стоящая на рынке) в местах с максимальным трафиком, где при проезде автотранспорта счет идет в буквальном смысле на секунды. Образцом подобной области применения могут служить платные автострады и паркинги при крупных аэропортах. Величина вылета стрелы таких шлагбаумов составляет в среднем 2,5–3 м; стрела имеет круглое сечение; время, необходимое для ее подъема, составляет 1–1,5 с. Шлагбаумы с подобными характеристиками входят в верхний средний и верхний ценовой сегменты благодаря усиленным механическим частям привода (редуктора и двигателя), а также изменениям в настройках электронного блока управления. В данном сегменте кроме уже упомянутых марок представлена продукция итальянской компании O&O, ценовое предложение которой находится в интервале 1500–2000 евро.
В заключение стоит отметить, что заказчики начали более тщательно подходить к вопросу выбора шлагбаумов, стали более требовательными и внимательными. Рост предложения шлагбаумов в определенной степени связан и с повышенным интересом рынка к автоматизированным парковкам.

На что обращать внимание при выборе
При выборе шлагбаумов следует, прежде всего, учитывать следующие параметры:

  • интенсивность использования;
  • время открытия/закрытия;
  • температурный диапазон эксплуатации.

Следует особо отметить, что желание сэкономить, установив бюджетную модель шлагбаума для работы в интенсивном режиме, скорее всего, закончится печально как для самого устройства, так и для его владельца – устройство просто сломается, а потребитель понесет затраты даже не в двойном, а в тройном размере. Кроме того, следует обратить внимание на температурный диапазон эксплуатации шлагбаума, а также на возможность установки нагревательных элементов при использовании его в северных широтах.

Надеемся, что этот небольшой экскурс по шлагбаумам поможет сделать вам правильный выбор.

Вернуться в список