СКУД- один из наиболее перспективных рынков.
Рассмотрим некоторые современные тенденции рынка.
II место по темпам роста
По данным маркетингового агентства GMT Plus, ежегодные темпы роста рынка ТСБ до 2009г. ожидаются на уровне 15-20%. При этом II место с аналогичными показателями роста будет устойчиво занимать сегмент СКУД, пропустив вперед только CCTV. При этом по информации того же агентства, ключевыми потребителями СКУД будут государственные и крупные корпоративные заказчики, чья доля составляет не менее 80% от общего объема рынка.
Оставшиеся 20% относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса (SMB) и домохозяйствам . Если взять "сладкую тройку" ТСБ - CCTV, СКУД и охранно-пожарную сигнализацию (ОПС),- то по объему рынка и темпам роста СКУД занимает стабильное промежуточное место между CCTV и ОПС, что делает данный сегмент весьма привлекательным по рыночным меркам.
Усиление государственного влияния
Для большинства серьезных игроков рынка, работающих с госзаказом и крупными коммерческими организациями, а следовательно, принимающих участие в разделе наиболее "крупного куска пирога", следует учесть наличие ряда тенденций:
-
увеличение степени государственного влияния в части ужесточения требований и появления новых регламентирующих документов:
-возрастание требований к оборудованию в части его соответствия ГОСТам и ведомственным инструкциям,
-возрастание требований к интеграторам и инсталляторам (опыт, лицензии, наличие полного пакета лицензий и допуска на работу со сведениями, составляющими гостайну); -
увеличение объемов бюджетного финансирования закупок в сегменте ТСБ;
-
усиление законодательного и административного принуждения к оснащению объектов ТСБ.
Последние два пункта явно стимулирующих рост закупок ТСБ,несомненно, придутся по душе большинству участников рынка, за исключением, пожалуй, потребителей, относящихся к коммерческому сектору. В качестве примера административного принуждения можно упомянуть два новых федеральных закона:
-
Федеральный закон РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму"
-
Федеральный закон РФ от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности"
Необходимо отметить, что принятие данных законодательных актов направлено на усиление защищенности важных объектов а следовательно, на повышение стабильности общества в целом. Однако, многие эксперты отмечают такие вероятные последствия усиления государственного влияния, как: уменьшение количества участников тендеров, сокращение перечня разрешенного к применению оборудования, общее удорожание систем за счет затрат на лицензирование и сертификацию и пр. Возможность данного развития событий не надо исключать.
Централизация
Говоря о центростремительных тенденциях на рынке СКУД, можно рассматривать их в русле общей глобализации. Во многих отраслях среди крупных корпоративных заказчиков активно идет слияния, поглощения и другие процессы, рынок безопасности не является исключением, что особенно заметно на примере ведущих западных компаний. В качестве подтверждения этой мысли можно привести несколько примеров:
-
GUNNEBO приобрела компанию Italdis Industria;
-
Компании HID и INDALA вошли в состав концерна ASSA ABLOY;
-
Компания Novar приобрела ESSER, в свою очередь, став частью Honeywell.
Продолжать список можно довольно долго, и одна из причин указанных явлений заключается в том, что крупных заказчиков может обслужить только крупный поставщик и интегратор. Зачастую бывает, что ранее конкурирующие компании, войдя в единый концерн, начинают успешно интегрировать в единый комплекс свое оборудование, переходят на общий протокол, существенно упрощая жизнь своим потребителям и партнерам.
Что касается отечественных компаний, то пока данные мировые рыночные тенденции их не затронули, поскольку к нам различные рыночные веяния часто приходят с существенным опозданием. Не думаю, что российский рынок будет слепо следовать данной модели, но ее влияния не избежать.
Говоря о централизации, не следует забывать также, что в России наиболее высокая активность на рынке ТСБ наблюдается в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербуре и Ленинградской области. По данным агентства GMT Plus, это 86% бизнес активности.
Тот же источник информации указывает, что до 67% компаний с территориально распределенной структурой имеют единые, утвержденные в центральном офисе регламентирующие документы по оснащению и выбору оборудования, в том числе ТСБ и СКУД. Кроме того, как правило, в 84% таких крупных корпоративных компаний решение о закупке принимается в центральном офисе (а он, скорее всего, располагается в крупнейших бизнес-зонах: Москве, или Санкт-Петербурге).
Многие эксперты отмечают следующие положительные аспекты централизации:
-
снижение расходов на интеграцию систем различных производителей в единую общекорпоративную интегрированную систему безопасности (ИСБ);
-
снижение расходов на эксплуатацию такой системы и обучение сотрудников;
-
сокращение времени на выбор оборудования и поставщика за счет единой технической политики;
-
снижение расходов на обследование и консалтинг;
-
быстрая реакция на новые угрозы безопасности.
Отраслевое потребление
По данным исследования GMT Plus, в России на долю корпоративного потребления приходится около 60% рынка технических средств безопасности. В 2006 г. наиболее крупными потребителями стали ритейловые компании, обеспечившие не менее 12% общих закупок ТСБ в России и 23%, если брать сегмент СКУД (без антикражевых систем). Далее идут финансовые учреждения (банки, страховые компании, и пр.), и замыкает тройку лидеров нефтегазовый комплекс, при этом разрыв с промышленными предприятиями минимален. Следом, с существенным отрывом, идет энергетика, транспорт и другие сферы. В раздел «Другое» вошли спортивные, развлекательные и культурно-массовые объекты, а также гостиницы, учреждения медицины и образования.
Следует отметить еще одну особенность. Если в таких сегметах, как– «Ритейл», «Финансовые учреждения», «Нефтегаз», «Другое», доля СКУД существенно ниже CCTV, то в сегментах «Промышленность», «Энергетика» и «Транспорт» они почти равны. Каким же видится прогноз на будущее?
СКУД и IT - борьба или консолидация интеграторов
Явное расширение предложения IP систем на рынке СКУД и интеграция их в сетевую инфраструктуру предприятий могут привести к появлению на рыночном поле новых игроков из IT- сектора. Крупнейшие российские IT-интеграторы, занимающие устойчивые позиции на рынке систем телекоммуникации и информационной безопасности, могут потеснить специализированных системных интеграторов в сфере ТСБ, как до того это произошло в сфере телекоммуникаций и информационной безопасности. Возможен также другой путь – консолидация и объединение усилий ведущих игроков рынка IT и ТСБ для предоставления потребителям новых услуг и сервисов, что приведет к стимулированию сбыта продукции в этих областях. Что получится в итоге – покажет время.
В заключении хочу выразить благодарность маркетинговому агентству GMT Plus, позволившему использовать часть своих материалов для подготовки данной статьи.