8 (800) 222-42-27
Подписаться
на новости и события
Расписание
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
выставка
информационный семинар
обучающий семинар

Особенности национальной парковки.

июль-июнь 2003

Под названием "платная автоматизированная парковка" имеется в виду некая ограниченная территория с контролируемым въездом и выездом, на территории которой водитель может оставить свое транспортное средство на определенный период времени и за конкретную плату.

Платные автоматизированные парковки должны функционировать с максимальной пропускной способностью и высокой надежностью при минимальном составе обслуживающего персонала. Принцип построения аппаратуры и выбор оборудования для парковок (стоянок, паркингов) в качестве элементов единой системы предусматривает возможность их работы даже в случае отсутствия или невысокой надежности соединительных линий, непродолжительного пропадания электропитания и выхода из строя отдельных узлов. Кроме соблюдения указанных требований необходимо, чтобы сбор денег за пользование парковками осуществлялся справедливо: аппаратура должна обеспечивать в автоматическом режиме учет времени пребывания на стоянке автомашины, работу с клиентами разных категорий и по разным тарифным планам, использовать аппаратуру и оборудование для сбора денежной массы, разрешенные для этого налоговыми органами.

Применение автоматизированных парковок позволит не только упорядочить процесс учета и контроля автомобилей, но также хотя бы частично решить проблему пресечения городского терроризма: на выделенной территории легче вести контроль за машинами как потенциальными носителями диверсионно-террористических средств (ДТС). А для офисных и зрелищно-торговых объектов парковка может выполнять роль своеобразного буфера в системе общей безопасности.

Автоматизированная парковка

Классификацию парковок удобнее всего проводить по уровню автоматизации операций въезда (выезда) на паркинг и оплаты услуг за его пользование. Если это перевести на обычный язык, то либо необходим человек для работы с водителями, либо все в максимальной степени выполняет автоматика.

Частичная автоматизация
Оператор парковки сам инициирует запрос на въезд очередного автомобиля: вносит необходимые данные о новом пользователе в программу, выдает  с использованием возможностей ПО пользователю парковочный билет со штрих-кодом или пластиковый многоразовый парковочный билет, затем  посылает команду "открыть шлагбаум", после чего пользователь может въехать на стоянку.

Рассмотрим подробнее оборудование, которым управляет оператор парковки на въезде.

В распоряжении оператора находится персональный компьютер с установленным ПО, при помощи которого он вносит информацию о номере и марке машины в базу данных. В случае необходимости может заноситься дополнительная информация: паспортные данные владельца, цвет машины  и пр.  Далее оператор с целью печати билетов со штрих кодом посылает команду на термопринтер, который подключен к этому же компьютеру. Полученный билет оператор выдает новому пользователю (на билете, как правило, отмечено время его выдачи) и оператор дает программную команду на открытие шлагбаума. Шлагбаум, а так же другие периферийные устройства (кнопки запроса на въезд, индукционные петли для контроля проезда через въездной створ, светофоры и т.д.) управляются с помощью специального модуля, который можно назвать контроллером парковочным (КП). На КП поступают сигналы от внешних устройств, где они преобразуются в некую кодированную информацию, пересылаемую в компьютер, а далее управление исполнительными устройствами осуществляется с использованием релейных выходов. Применение въездных/выездных терминалов на основе компьютера под управлением оператора парковки приемлемо для использования на небольших и средних паркингах. Они могут располагаться при гостиницах, учреждениях с небольшой интенсивностью потока пользователей и пр. Очень часто в таких вариантах въезд и выезд пользователей с парковки совмещены, т.е. слева от оператора располагается въездной шлагбаум, а справа выездной (расположение обычно диктуется положением водительского места в автомобиле). Возможно использование так называемых реверсивных модулей – с одним шлагбаумом и автоматическим разведением въезжающего и выезжающего автомобилей в зависимости от последовательности проезда.
На выезде с автостоянки пользователь предъявляет оператору чек со штрих-кодом  или упомянутый выше парковочный билет, а оператор считывает с него данные. В зависимости от полученной информации (стоянка оплачена / не оплачена; билет не действителен; просрочен; попытка повторного выезда и т.д.), программа дает / не дает команду на разрешение выезда пользователя с территории паркинга. Управление шлагбаумом осуществляется через КП, описанный выше.
Пункт оплаты при такой конфигурации может находиться как на выезде из паркинга (совмещен с ним), так и внутри, на территории стоянки. Рабочее место оператора пункта оплаты также оборудовано компьютером с установленной парковочной программой, ручным сканером штрих кода (считывателем парковочного билета) и кассовым аппаратом. Все компьютеры операторов парковки объединены в сеть и пользуются информацией из единой БД системы, содержащей информацию о клиентах, тарифах, количестве свободных/занятых мест и всех происходящих событиях в системе. Вышеописанный алгоритм является в основном базовым для парковок любой степени сложности. Принципиально варьируется только степень участия оператора в алгоритмах передвижения клиента по паркингу.
Безусловно, с ростом автоматизации растет и общая стоимость системы. Однако при этом уменьшается количество обслуживающего персонала, возможность договориться водителю с оператором. Это прежде всего относится к вариантам построения парковочных систем, рекомендуемых для установки в крупных аэропортах, на вокзалах, а так же у различных супер- и гипермаркетов. Такие стоянки обычно характеризуются большой территорией на несколько сотен машиномест, наличием нескольких выделенных зон внутри паркинга (каждая обслуживается по своему тарифу) и, как следствие, интенсивным транспортным потоком на въезде и выезде с паркинга.

Полная автоматизация
В крупных и разветвленных парковочных системах с большой интенсивностью нагрузки применяют полностью автоматизированные системы. При этом минимизируется человеческий фактор и исключается необходимость в присутствии оператора.  В такой системе водитель, подъехав к парковке, должен нажать кнопку “запроса на въезд” на специальной стойке, называемой  “автоматическим въездным терминалом”.
Парковочная стойка на въезде, как правило, представляет собой металлический бокс, в котором размещены все тот же принтер билетов (но уже бескорпусной его вариант и предназначенный для более интенсивного использования) или накопитель с кодировщиком для выдачи пластиковых парковочных билетов с перезаписываемой внутренней электронной памятью, кнопка запроса на въезд, информационный ЖКИ-дисплей, ПК и специализированный компьютер (обычно в промышленном исполнении). Смысл заключается в том, что при въезде нового клиента на паркинг сигнал запроса на въезд (контроль появления автомобиля на въезде) а также факт проезда автомобиля на территорию паркинга анализируется именно компьютером (контроллером), установленным в стойке.
В качестве детекторов присутствия автомобиля на точке контроля активно применяются индукционные петли, устанавливаемые в дорожное покрытие до и после въездного шлагбаума. Для этой цели могут также использоваться системы фотоэлементов устанавливаемые в створ проезда (но они мене эффективны, так как могут дать ложное срабатывание при появлении пешехода в створе).
Таким образом, водитель, подъезжая к стойке и руководствуясь сообщениями на ЖКИ-дисплее («Нажмите кнопку», «Получите билет» и т.д.), осуществляет действия полностью аналогичные алгоритму въезда через оператора. Стоит заметить, что достаточно часто въездная стойка выполняется в “два этажа”, т.е. кнопка запроса и принтер билетов располагаются на уровне водительского места легкового и грузового автомобилей. Корпус стойки обычно выполнен влаго- и пылезащищенным, со встроенной системой кондиционирования поддерживающей внутри необходимую температуру и влажность. Информация с компьютера расположенного в стойке поступает в БД центрального компьютера системы, а оттуда на пункты оплаты и выездные модули. В случае использования электронного парковочного билета, информация дополнительно записывается в его память. Эта информация изменяется после прохождения узла оплаты и считывается в точке выезда.
Конструкция и функционирование выездной стойки отличается от въездной лишь тем, что кнопка запроса и принтер билетов заменены в ней на сканер штрих-кода. При получении информации со сканера компьютер, расположенный в выездной стойке, принимает решение о выпуске клиента с территории паркинга. В стойки могут быть вмонтированы также считыватели других технологий идентификации для проезда постоянных клиентов или сотрудников.

Въезд постоянных клиентов
Здесь стоит заметить, что взятая нами за основу в качестве примера технология выдачи пропусков в виде билетов со штрих-кодом в данный момент является наиболее распространенной в парковочных системах. Помимо нее в качестве идентификаторов используются карты с магнитной полосой (как для разовых, так и для постоянных клиентов – имеющих абонементную или дебетовую карту), бесконтактные proximity и smart – карты (последние являются едиными как для разовых, так и постоянных клиентов), и т.д.
Кроме того, выезд даже с крупных паркингов зачастую контролируется оператором, например при использовании на паркинге системы видеоидентификации. В этом случае фотография автомобиля из БД системы, сделанная при его въезде на парковку, сравнивается с реальным транспортным средством (или его изображением с видеокамеры) осуществляющим выезд.
Безусловно, существуют различные “промежуточные” варианты исполнения парковочных стоек, когда в самом корпусе стойки находится лишь периферийное устройство (принтер, считыватель), а решения принимает компьютер на посту охраны. Но такие системы не приспособлены для организации паркингов с несколькими въездами и выездами, территориально удаленными друг от друга, поскольку имеют жесткие ограничения по расстоянию от стойки до компьютера в силу используемых интерфейсов передачи информации от данных устройств (RS-232, RS-422). По сути такая система является одним из вариантов наиболее простой конфигурации рассмотренной нами в самом начале.

Оплата и тарифы
Варианты оплаты услуг за пользование парковкой тоже можно разделить по уровню их автоматизации. В самом простом варианте это может быть оператор чье рабочее место оборудовано компьютером с подключенным к нему сканером штрих-кода (считывателем карт) и кассовым аппаратом. В больших системах вместо оператора может быть установлен кассовый автомат принимающий к оплате монеты и банкноты, а в последнее время были разработаны автоматы принимающие к оплате кредитные карты основных международных платежных систем.
Тарифы по которым взимается оплата за услуги паркинга могут быть сведены к трем основным используемым вариантам:

  1. Тарифы для разовых посетителей за единицу времени, которые могут изменяться в зависимости от времени суток (например, дешевле в ночное время).
  2. Абонементные тарифы для постоянных клиентов – карточка приобретается на определенный период времени (например на месяц, с закреплением постоянного места /мест на паркинге).
  3. Дебетные карты для постоянных клиентов - на карту вносится определенная сумма, которая впоследствии списывается в соответствии с тарифами за парковку.

При этом должна существовать возможность индивидуальной корректировки тарифных планов для каждого из постоянных клиентов, введение поправочных коэффициентов в тарифные планы для разовых въездов (выездов).
На паркингах могут быть организованы пункты предоставления различных скидок с текущего тарифа (например в торговых центрах при покупке товаров на определенную сумму).
Помимо этого в парковочной системе обычно вводится понятие времени “свободного выезда” в течение которого пользователь въехавший на территорию паркинга может свободно (бесплатно) его покинуть (например таксист высадил или забрал клиентов у гостиницы).

В заключении можно отметить, что выбор конкретной системы диктуется прежде всего поставленной задачей. Покупатель должен четко представлять, что он желает получить в итоге и ясно формулировать свои требования в техническом задании. Не последнюю роль в выборе играют опыт и “имя” поставщика оборудования. В общем – паркуйтесь удачно!


Просмотреть файл 1112.51 Кб

Полный список публикаций