Программные комплексы
Продукты

Ночь. Улица. Фонарь. Парковка.

Евгений КИН,
директор компании «ААМ Автоматик»
kin@aamautomatic.ru


Фонарь и сторож уже в прошлом

Огороженные забором участки суши с одним или двумя фонарями и дяденькой-сторожем, именуемые на западный манер “парковками” канули в прошлое. На сегодняшний день  паркинги включают в себя гораздо больше составных частей, призванных обеспечить его безопасность.

Раньше,  когда машин у трудящихся было сравнительно немного, проблемы стоянок вообще, а уж тем более охраняемых, не было и в помине. Но все менялось, увеличивалось количество счастливых автовладельцев, росла цена покупаемых машин, в итоге появилась потребность в охраняемых стоянках, которые первое время выглядели примерно так, как описано в первых строках этого повествования.

Теперь же каждый крупный супермаркет, торговый дом или развлекательный центр непременно предлагают своим посетителям удобные охраняемые стоянки (возможно, даже подземную), различные скидки и бонусы для постоянных покупателей при оплате парковочных мест. Конечно, вопреки рекламе, стоянки часто оказываются не такими уж удобными и бесплатными, но это детали, ведь главное, чтобы вы приехали, оставили машину и, окунувшись с головой в развлечения или шопинг, ни секунды не думали о сохранности своего авто. Нагулялись, напокупались – возвращаетесь на стоянку, а машинка, вот она, никуда не делась, стоит и косит лиловым глазом, в смысле, фарой. Сели в нее и, довольные, уехали восвояси.  Не жизнь, а сказка.

Подобную сказку в виде подземных (надземных) паркингов создают строители современных жилых и офисных комплексов, ни один из которых на сегодняшний день не обходится без охраняемой стоянки, преимущественно закрытого типа.

Назначение автоматизированных парковок

Для торговых, развлекательных центров и фирм, занимающихся продажей недвижимости, удобная парковка – хороший способ привлечения покупателей. Люди, привыкшие к определенным условиям комфорта,  не поедут в магазин или фитнес-центр, если там нет стоянки или она мала и  неудобна, а уж тем более не купят квартиру в доме, который не располагает охраняемым паркингом.

Стоянки при крупных вокзалах и терминалах преследуют иные цели. Здесь важно, чтобы прилетающие/приезжающие на вокзал люди могли беспрепятственно забрать машину с парковки, а те, кто спешат на поезд или самолет, могли быстро поставить свое авто на стоянку и успеть на рейс.  Табличка “мест нет” для таких людей равносильна катастрофе. Поэтому руководство вокзалов заинтересовано в отсутствии очередей и постоянном наличии свободных мест. Все желающие поставить здесь машину на длительное время отсекаются обычно посредством высоких тарифов.

Кстати говоря, для больших стоянок гипермаркетов и мегамоллов  существует сходная проблема, ведь некий процент парковочных мест постоянно занимается автомобилями расторопных жителей окрестных домов. Чтобы как-то снизить их количество, зачастую устанавливаются определенные правила парковки. Например, стоянка разрешается только при условии совершения покупки. Сумма обычно не оговаривается, только купите что-нибудь. Если магазин не очень большой, могут быть введены определенные лимиты времени, дольше которых стоять на парковке, конечно, можно, но по совершенно зверским тарифам. Такая система эффективна, но малопригодна для крупных торговых и развлекательных центров, где можно ходить весь день, устать, проголодаться, потратить все деньги и не обойти и половины.

Любая охраняемая автостоянка призвана обеспечивать определенный уровень безопасности припаркованных на ней машин. Чем этот уровень выше, тем сложнее и дороже система охраны, которая может представлять собой целый комплекс различных систем наблюдения, идентификации и контроля. Однако приемлемой может оказаться и сравнительно простая и недорогая система - все зависит от типа парковки и целей ее создания.

Методы автоматизации

Самое простое решение проблемы превращения огороженной стояночной территории в охраняемую парковку – установка на въезде шлагбаума и наличие охранника-контролера, который будет заниматься расчетно-пропускной деятельностью. Скорость работы такой системы целиком зависит от человеческого фактора, то есть быстрой не будет. Так что она годится для стоянок с небольшим машинопотоком.


Если постоянно требуется обеспечивать въезд и выезд большого количества автомобилей, при этом не создавая очередей и прочих неудобств, то без автоматической системы контроля и оплаты проезда не обойтись.


При въезде на паркинг пользователь (в данном случае водитель машины) должен получить какой-либо идентификатор. Наиболее дешевым и распространенным вариантом, удобным для массовых стоянок, являются билеты со штрих-кодом или магнитной полосой. На них может содержаться вся необходимая информация о времени и тарифе.  После оплаты парковки на выезде билет может быть увезен с собой. Более сложный и дорогостоящий вариант – электронные носители.  Они обеспечивают большую защищенность информации (их труднее подделать) и могут хранить информацию о перемещении по территории паркинга и денежных расчетах ее владельца.

Если паркинг имеет постоянных клиентов или VIP-пользователей, то для них могут быть предусмотрены бесконтактные proximity карты. Их несомненное удобство в том, что при наличии активной proximity метки (считываемой на большой дистанции и скорости) такие карты могут давать возможность практически безостановочного проезда через зону контроля.

Помимо индивидуального пропуска, зачастую применяется фото- и видеоидентификация. При въезде автомобиля осуществляется видеосъемка или захват нескольких кадров (фотографирование).  Когда автомобиль покидает парковку, оператор может определить, ту ли машину хотят забрать со стоянки по данному пропуску. Также может быть установлена система распознавания номеров, но эффективность ее работы зависит от степени читаемости конкретного номера и определенном его расположении на кузове автомобиля. Если номер испачкан, плохо виден или располагается в ненадлежащем месте, система не сможет его зарегистрировать.

Автоматизированные системы контроля, благодаря сложному сочетанию фотоэлементов, позволяют при необходимости автоматически, без визуального контроля оператора, назначать разные тарифы в зависимости от габаритов транспортного средства.  Но в некоторых случаях человек все-таки незаменим. Например, зафиксировать проезд автомобилей, что называется “паровозиком”, то есть бампер в бампер, автоматической системе крайне сложно. На сегодняшний день это основное зло парковок,  способом борьбы с которым  является  установление в зоне въезда/выезда либо лежачих полицейских, либо шлагбаума с большой скоростью открывания (закрывания) стрелы. Последний способ в силу его некоторой агрессивности решаются использовать далеко не все владельцы стоянок.

Закрытые охраняемые паркинги – совершенно отдельная тема для разговора. Так как определенная схема их построения у нас пока не выработана, удобство пользования целиком зависит от фантазии проектировщика и требуемого заказчиком алгоритма контроля въезда, выезда и передвижения по этажам и пандусам. Таким образом, парковочная система, предназначенная для этого вида стоянок, должна не только обеспечивать контроль и учет автотранспорта, но и решать задачи по управлению движением.

Поэтому для подземных (наземных) парковок используется целый комплекс систем охраны, контроля доступа и регулирования движения машин с целью предотвращения их столкновений и образования пробок в узких местах (тоннеле пандуса, выезде с паркинга). Помимо всего вышеперечисленного, на пандусе и этажах паркинга зачастую устанавливается видеонаблюдение, а также система датчиков, позволяющая фиксировать присутствие автомобиля на определенном парковочном месте.

Современная парковочная система может состоять из шлагбаума и кассового аппарата, обслуживаемых одним работником-оператором, а может представлять из себя целый разветвленный комплекс автоматизированных технических устройств.  Все зависит от площади парковки, плотности машинопотока и возможностей владельца паркинга. Однако  использование даже минимально охраняемой стоянки  даст вам больше шансов найти свою машину на оставленном месте, чем любой двор, переулок или соседний газон. 

Вернуться в список