Программные комплексы
Продукты

Лучший способ обороны – наступление.

Кризисы, как и разруха, живут в головах

Одна из самых распространенных ошибок поведения компаний в кризисных ситуациях – стремление уйти в глухую оборону, затаиться, свернуть все информационное сотрудничество, сократить по максимуму персонал… Думаю, продолжить могут многие. Такая позиция сродни известному методу страуса – голову в песок и "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу". Руководители таких компаний рискуют, "вынырнув из песка", увидеть ободранный голый скелет, уместный разве что в школьном кабинете биологии. Правильно будет вспомнить потрясающе емкую цитату из любимого мною произведения Михаила Булгакова "Собачье сердце": "…разруха не в клозетах, а в головах…"

Коллеги, кризисы, как и разруха, живут в головах, не дайте им возможность там поселиться!

Бизнес, как и доменную печь, можно остановить… только насовсем

Мне понравилось недавно встреченное сравнение бизнеса с доменной печью – остановить ее, конечно, можно, только это "дорога в один конец", после чего ее придется отстроить заново. Точно так же происходит в бизнесе: остановиться можно, только потом нужно начинать все "с нуля". Некоторое время бизнес способен прожить просто за счет инерционности рынка, но ему, как кислород доменной печи, нужна информационная подпитка, без которой он встанет на месте. Секвестрование рекламного бюджета, как один из самых распространенных методов снижения издержек во время кризиса, не означает полного перекрытия информационных потоков. Однажды "обрезанные", они потребуют больших усилий по восстановлению, не соизмеримых с затратами на поддержку. Рынок СКУД является одним из наиболее интеллектуальных рынков в сфере систем безопасности и поэтому очень чувствителен к информационному голоду; эту специфику необходимо обязательно учитывать всем его игрокам. Существует большое количество инструментов, позволяющих при помощи минимума средств добиться непрерывного поступления "информационного кислорода в доменную печь вашего бизнеса". Не следует забывать об этом – современным миром правит информация!

Люди – главное богатство вашей компании

Наиболее наукоемкие отрасли – а СКУД безусловно является именно такой – требуют квалифицированного персонала. Если для вашей компании постоянная ротация кадров была явлением обыденным, то вы, скорее всего, торгуете на рынке картошкой, а не интеллектуальной продукцией. Потеря даже части опытного персонала может иметь фатальные последствия для вашего бизнеса, особенно когда речь идет о работе в сегменте крупных СКУД или интегрированных систем безопасности (ИСБ), часто строящихся именно на основе СКУД. Говорите с сотрудниками открыто и честно, ищите пути решения проблем вместе, и помимо моральных дивидендов вы обеспечите сохранность главной ценности, которая станет вашим неоспоримым преимуществом в момент нормализации ситуации на рынке. Мне не нравится сухой термин "персонал", люди – вот главное богатство вашей компании. И с какой командой вы останетесь после прохода кризисных "порогов", с такой поплывете и дальше.

Идите к клиентам – сейчас ваша продукция им нужна вдвойне

Одна из уважаемых мною монтажных компаний неожиданно для многих интерпретировала кризис как дополнительный стимул, ресурс, позволяющий нарастить объем заказов. Все на самом деле просто: они идут к заказчику и говорят, что требуется усилить безопасность в период финансовой нестабильности – и контроль ситуации "on-line", и учет ресурсов, и эффективное управление. Все это обеспечивает СКУД, часто уже на аппаратном уровне интегрированная с охранной сигнализацией (ОС). Развернув такую систему, вы будете хозяином ситуации, а не ситуация будет "вертеть вами", как ей заблагорассудится, и уж точно у вас ничего не "сопрут", простите за жаргон.

Этот пример – хороший урок для многих производителей и поставщиков. Несите информацию партнерам и потребителям, говорите о новых возможностях, которые они получат, станьте для них важным "ресурсом" именно сейчас. "Информационный анабиоз" в текущей ситуации подобен смерти, скорее, необходимо действовать наоборот – усилить давление на рынок, доносить до всех потенциальных партнеров информацию о ваших новинках, сервисах, перспективах, достоинствах. Не "замораживайте" информацию внутри компании, дайте ей свободно циркулировать на рынке, иначе этот самый "анабиоз" плавно перейдет в "вечный сон".

Лучшая оборона – наступление

В выступлениях самых разных экспертов, и не только на рынке систем безопасности, звучала мысль, что в кризисной ситуации сильные станут еще сильнее, а слабые слабее. Это подразумевает в том числе и возможность слияния и поглощения компаний, что в конечном счете приводит к укрупнению ваших потенциальных клиентов. Данная тенденция отмечалась уже год назад, но сейчас она еще более усилится за счет кризиса. При этом надо иметь в виду, что крупных заказчиков может обслужить только крупный поставщик и интегратор. Ведя активную, возможно, даже агрессивную маркетинговую политику на рынке, вы не будете ассоциироваться с "мелкой рыбешкой", в то время как затаившись рискуете вообще не привлечь внимания. Не ждите у моря погоды… наступайте!

Кроме того, еще в прошлом году была подмечена тенденция увеличения степени государственного влияния в части ужесточения требований и появления новых регламентирующих документов. Активно развиваются все направления, связанные с борьбой с терроризмом во всех его проявлениях, и данная тема не просто декларируется государством, она также и финансируется. Последнее становится особенно важным в условиях сокращения объема коммерческого сегмента рынка безопасности. Если вы работали только на нем, имеет смысл подумать об активном проникновении на рынок госзаказов.

Желаю вам не только сохранить, но и расширить свой бизнес – выживает сильнейший!

Вернуться в список